‘Заканчивается третий год войны, а Евросоюз за 10 месяцев этого года импортировал практически 5 млн тонн металлургического сырья из Российской Федерации на сумму более $2,5 млрд. При этом они импортировали, например, 1 млн тонн чугуна. А из Украины импорт чугуна уменьшился. А могли бы покупать у нас – мощности украинских предприятий недозагружены’, – указал Зинченко.
Он подчеркнул, что у Украины как будущего члена ЕС есть все возможности для замещения продукции не только российских производителей на европейском рынке, но и китайских и турецких. Для этого необходимо активизировать усилия власти по укреплению позиций украинских предприятий на международных рынках.
‘Мы – будущий член ЕС, и очень важная поддержка для нас – это закупка украинской продукции. Потому что в ЕС все еще относятся к Украине как к третьей стране, а не как к будущему члену. Наши партнеры в ЕС могли бы нам помочь тем, что продолжили бы снятие таможенных пошлин и торговых ограничений на экспорт украинской продукции. Это важно в 2025 году и в следующих годах’, – подчеркнул эксперт.
Также, по его мнению, важно приобщить все украинские предприятия к финансированию из европейских фондов декарбонизации, чтобы украинская промышленность провела ‘зеленую’ трансформацию аналогично европейской, и достичь отсрочки действия экологического налога СВАМ.
‘То, что делает правительство, – не все является публичным. Есть усилия, сконцентрированные на военной помощи и финансировании. Но необходимо увеличивать усилия в отношении торговых переговоров, где наша позиция достаточно слабая. Переговоры по отмене торговых барьеров, отмене углеродной пошлины или не ведутся, или ведутся неактивно. То же самое – в Соединенных Штатах. Да, Украина не является сильным государством, которое может дискутировать на равных. Но все страны это делают – и маленькие, и большие. То есть вопрос активных переговоров – это вопрос к нашим посольствам и Министерству экономики. Где активная позиция в защиту украинского экспорта, в поддержку украинской промышленности? К сожалению, даже и публично вы ее не слышите, как и я ее не слышу’, – резюмировал эксперт.