21-го июня вечером в кинотеатре "Октябрь" состоится торжественная церемония открытия Московского Международного кинофестиваля. Однако, уже 20-го июня кинопресса посмотрит три фильма основного конкурса (хорватский — "Людоед-вегетарианец", британский — "Отбросы" и китайский — " Вишенка на гранатовом дереве"), две картины конкурса "Перспективы" ("Доктор Кетель" и "Четвертое измерение"), а также первую ленту документального соревнования — "Театр Свободы".
В афише конкурса документального кино — 7 картин из Великобритании, Дании, Канады, Германии и Швеции. Россия представлена лентой Андрея Грязева " Завтра" (о группе " Война") и фильмом "Чувственная математика" совместного с Германией производства. Помимо конкурса, есть еще программа "Свободная мысль", в ней 18 названий. Режиссер Сергей Мирошниченко и киновед Григорий Либергал принимают в нее картины, которые участвовали и становились лауреатами национальных и международных смотров.
Иногда фильмы связаны тематически: людей разных поколений, жителей разных стран волнуют одни и те же проблемы. Иногда есть стилевое единство, ведь документалистика может быть отчасти постановочной или, наоборот, никак не вмешивающейся в жизнь героев, а бывает, что она похожа на научно-популярное кино. Григорий Либергал комментирует:
— В "Свободной мысли", если что-то объединяет фильмы, то это увлеченность. Это все картины с очень ярко выраженной авторской позицией. Практически все эти картины о вещах очень серьезных, часто болезненных, часто трагически болезненных. Они все неравнодушные. Они все требуют от зрителя соучастия, сострадания или какого-то действия. Стилистически это совершенно разные фильмы. Представлены все виды и жанры документалистики. Там есть фильмы постановочные, но они постановочные не так, как были 10-20 лет назад. Фильмы-провокации. Они теперь модны. За последние несколько лет было полтора десятка картин, которые имели успех у зрителя, которые имели успех у жюри, которые имели, наконец, просто коммерческий успех. И это привело к созданию какой-то новой эстетики, выработались новые правила: что допустимо, что недопустимо при провоцировании не зрителей, естественно, зритель всегда является соучастником, а героев или, скорее, антигероев всех этих фильмов, — сказал Григорий Либергал
Картина "Посол" — одна из этих провокаций. Режиссер использует скрытую камеру. Ладно, мы это много раз видели. Но она выводит самого автора в роли некоего мифического героя. И он в эту роль прекрасно вживается, этого не было раньше.
В программе есть картина, которая вызовет очень много споров, картина о рекламном бизнесе, причем, сделанная дочкой гуру рекламного бизнеса. Это первая картина, сделанная через "Фейсбук". Собственно, производитель — это Facebook.com. Опять же она пытается не только ставить проблему, но эту проблему решать. Там есть картины исключительно тонкие, лиричные. Там есть картины, наоборот, как удар топором. Там нет картин скучных.
В конкурсную программу включен фильм Андрея Грязева, из-за которого могут возникнуть всякие проблемы. Во-первых, потому что самим персонажам этого фильма, то есть участникам арт-группы "Война", он не понравился. Во-вторых, этот фильм способствует популяризации группы "Война", это лишнее напоминание о ее существовании и ее действиях. А Московский международный кинофестиваль финансируется государством. Не было попыток цензуры? На вопрос радио "Свобода" Григорий Либергал отвечает
— Проблем такого свойства нет. Это авторское кино о некоем явлении культурном, социальном, чисто человеческом, сделанное, на мой взгляд, зрелым, ответственным художником, у которого есть свое мнение о том, что он снимает. Он это мнение выносит на суд зрителя, предполагая, что зритель не ребенок малый, что у него есть своя голова на плечах, и он сам способен прочитать все уровни той мозаики, которые он этому зрителю показывает. По-моему, очень зрелая, неожиданно даже зрелая картина. У нас таких не было. Да, тема скандальная во многом, но фильм отнюдь не скандальный. И цензуры нет. Какая цензура?! Свободная же мысль!
-
Марина Тимашева
TimashevaM@rferl.org
Подписаться
Источник:www.svoboda.org