Недавние заявления избранного президента США Дональда Трампа о возможности присоединения Гренландии и даже Канады к Соединенным Штатам наделали в мире много шума. На Балканах они получили неожиданное продолжение – в виде похожего "экспансионистского" заявления известного болгарского прокремлевского политика. Болгарские националисты продолжают демонстрировать лояльность Москве, а симпатизирующие Кремлю правоохранители прикрывают прямые диверсии. К чему это может привести?
"Костя Копейкин" хочет Северную Македонию
Лидер болгарской ультранационалистической прокремлёвской партии "Возрождение" Костадин Костадинов, гордящийся прозвищем "Костя Копейкин", написал на своей странице в Facebook: "Претензии Трампа к Канаде полностью оправданны. Нет ничего более логичного и более нормального, чем превращение двух стран с общей историей, общим происхождением, общим языком и во многом общим народом, таких как США и Канада, в одну страну". Затем Костадинов переходит к региональной повестке: "То же самое касается и Македонии (имеется в виду бывшая югославская республика, с 2019 года называющаяся Северной Македонией. – РС). То же самое можно сказать и о Южной Бессарабии (историко-географический регион, расположенный в южной части современной Одесской области Украины. Вошёл в состав Украинской ССР в 1940 году и окончательно закрепился там после Второй мировой войны. – РС). Она более 450 лет являлась частью болгарского государства, болгары – коренное население этой территории (с VI века), и по сей день они составляют большинство населения. Поэтому нет ничего более логичного, чем объединение Болгарии и Македонии в одно общее государство, а также возвращение Южной Бессарабии обратно Болгарии. Украина распадается, и на будущем мирном конгрессе, который решит судьбу несостоявшейся так называемой украинской государственности, Болгария должна заявить о своих претензиях на болгарскую Бессарабию".
Совершенно предсказуемо МИД Северной Македонии увидел в "подобных злонамеренных заявлениях официальных лиц болгарской политической сцены прямую атаку на суверенитет, целостность и независимость" своей страны и потребовал от официальной Софии отвергнуть их как "не соответствующие духу и времени, в котором мы живем, и европейским стандартам".
Политик-националист Костадинов намеренно затрагивает одну из самых чувствительных сторон балканской истории. На прошлой неделе в Болгарии отмечали 80-ю годовщину "Кровавого Рождества" в Македонии в 1945 году. Этот трагический эпизод связан с политическими и этническими чистками, которые произошли в первые послевоенные годы в коммунистической Югославии. События развернулись в Вардарской Македонии (сегодня она фактически идентична территории современной Северной Македонии). В годы войны этот регион находился под болгарской оккупацией. Часть местного населения поддерживала болгар, считая их освободителями, другие – югославских партизан или албанских националистов. После войны власть перешла к коммунистам, которые стремились укрепить македонскую идентичность как часть югославской федерации. Новый режим начал репрессии против тех, кто симпатизировал болгарским властям или отождествлял себя с болгарами. На Рождество 7 января 1945 года в разных частях Македонии начались массовые аресты и казни. Пострадали как представители интеллигенции и духовенства, так и простые крестьяне, считавшиеся проболгарскими. Многие из них подверглись жестоким пыткам, показательным процессам или были расстреляны без суда. Тысячи людей были убиты, заключены в лагеря или депортированы. В отношениях между македонцами, болгарами и сербами эти события оставили глубокую рану.