Журналисты разыскали в архиве договоры того времени и сравнили с номерами бомбардировщиков, которые использует РФ, их зафиксировало Главное управление разведки Министерства обороны Украины. Расследователи идентифицировали 10 украинских стратегических самолетов, которые Киев передал Москве.
Фото: radiosvoboda.org
Речь идет о Ту-160, которым в России дали другие названия: ‘Николай Кузнецов’ (ранее это был украинский самолет с бортовым номером ’10’), ‘Василий Сенько’ (’11’), ‘Александр Новиков’ (’12’), ‘Владимир Судец’ (’15’), ‘Алексей Плохов’ (’16’), ‘Андрей Туполев’ (’18’), ‘Игорь Сикорский’ (’22’).
Фото: radiosvoboda.org
По меньшей мере шесть самолетов Ту-160, которые принадлежали Украине, сейчас находятся в боевом составе армии РФ, отметили расследователи.
По данным ‘Схем’, Украина также передала России три Ту-95МС (с новыми названиями ‘Красноярск’, ‘Севастополь’ и ‘Изборск’).
Журналисты также разыскали в архиве соглашение между Кабинетом Министров Украины во главе с Валерием Пустовойтенко и правительством РФ под руководством Владимира Путина, которое подписали в Ялте в 1999 году. Согласно документу, Киев передал Москве восемь тяжелых бомбардировщиков Ту-160 и три Ту-95МС, а также 575 крылатых ракет Х-55.
Как отметили ‘Схемы’, за это Россия компенсировала Украине долг за российский газ – на сумму $275 млн, что стало определенной стоимостью переданной авиации. Однако стоимость вооружения была занижена в 10 раз, рассказали расследователи со ссылкой на выводы временной следственной комиссии Верховной Рады для проведения расследования сведений о фактах хищения в ВСУ и подрыве обороноспособности государства в период с 2004-го по 2017 год.
Кроме того, передача самолетов и ракет состоялась без согласования Верховной Рады, говорится в материале.
Фото: radiosvoboda.org
В комментарии ‘Схемам’ второй президент Украины Леонид Кучма отметил, что даже если бы стратегические бомбардировщики остались на вооружении Украины, это не помогло бы в защите от РФ.
‘У России есть средства ПВО, способные противостоять ракетам класса Х-55, в то время как огромные по размеру и относительно низкоскоростные бомбардировщики еще в первые дни войны стали бы легкой добычей российских средств поражения как в воздухе, так и на аэродромах. Стратегическое оружие вряд ли могло помочь решению стратегических задач Украины и оно точно не вписывалось в украинский масштаб. У нас не было полигонов для испытаний ракет. У нас даже не было достаточной для эксплуатации этих средств территориальной протяженности – ведь стратегическое вооружение нуждается в стратегическом пространстве’, – сказал Кучма.