Новости

После Шольца. Как война в Украине повлияет на выборы в Германии

После выраженного бундестагом недоверия действующему канцлеру ФРГ Олафу Шольцу президент Франк-Вальтер Штайнмайер в конце декабря должен принять решение о роспуске парламента. Это, по сути дела, формальность: уже известно, что выборы нового депутатского корпуса состоятся 23 февраля.

Какие политические силы придут к власти и кто станет канцлером, пока что с определенностью сказать невозможно. Но в любом случае формирование нового правительства будет сложным – прежде всего из-за войны в Украине, ставшей одной из проблем, которые разделяют немецкое общество. Звучат и предупреждения об опасности диверсий и вмешательства в избирательную кампанию со стороны России. Не прибавила хорошего настроения немцам и трагедия в Магдебурге, где в результате наезда автомобиля на посетителей рождественского рынка погибли по меньшей мере пять человек и пострадали более двухсот.

Долгожданное недоверие

Конфигурация сил в бундестаге была примерно ясна задолго до того, как канцлер Шольц пошел ва-банк и отправил в отставку министра финансов Кристиана Линднера, тем самым положив конец "светофорной коалиции". Доверия Шольцу не собирались высказывать ни партнеры его Социал-демократической партии по коалиции, ни оппозиция. Чуда не произошло, и Германия стала страной с правительством меньшинства.

Кабинет Олафа Шольца был сформирован по итогам предыдущих выборов в бундестаг в конце 2021 года. В правящую коалицию вошли Социал-демократическая партия (СДПГ, партийный цвет – красный), лидеральная Свободная демократическая партия (СвДП, партийный цвет – желтый) и "Союз 90-х/Зеленые" (партийный цвет, естественно, зеленый). Из-за сочетания этих трех цветов коалицию стали называть "светофором".

Оппозиционный блок ХДС/ХСС настоял на быстром решении о досрочных выборах в бундестаг. По плану они должны были бы проводиться осенью 2025 года, однако теперь назначены на 23 февраля. До образования нового правительства у власти будет находиться теперешний кабинет, в котором после ухода СвДП из коалиции остались социал-демократы и "зеленые".

Новый парламент соберется в течение 30 дней после выборов, то есть уже в конце марта. Однако на то, что так же быстро удастся сформировать новый кабинет, надеяться точно не стоит: слишком трудным может быть процесс сближения возможных партнеров по коалиции. Все это время нынешнее правительство будет только формально вести дела. Будет инициировано меньше законодательных инициатив, прежде всего потому, что канцлер Шольц не имеет большой поддержки ни внутри Германии, ни на международном уровне, а значит, до выборов не может предпринимать ничего существенного.

Смотри также

Шольц и Путин поговорили по телефону впервые почти за два года

Вопрос о доверии канцлеру стал скорее актом освобождения от коалиции, не оправдавшей доверия избирателей. Однако нельзя утверждать, что годы "светофорного" правления оказались безуспешными. Как показало исследование фонда Bertellsmann, несмотря на войну России в Украине, адаптацию к прежнему ритму жизни после пандемии Covid-19 и энергетический кризис, в первые два с половиной года коалиции удалось сделать немало: более 60 процентов проектов, намеченных в ее программе, было проведено в жизнь.

К успехам стоит отнести быстрое преодоление энергетического кризиса в условиях прекращения поставок газа из России, стабилизацию цен на тепловую энергию и быстрый рост доли альтернативных источников (энергии солнца и ветра) в энергетическом бюджете. Политолог из Свободного университета Юлия Ройшенбах подчеркивает в разговоре с Радио Свобода, что проблема была не во внешней неуспешности коалиции, а в ошибках, которые допускали ее министры в коммуникации между собой и с общественностью. Никто из членов правительства, кроме вице-канцлера и министра экономики Роберта Хабека, не был готов публично признавать собственную неправоту.

Проблемой стали не сами споры, которых невозможно избежать при обсуждении сложных законопроектов, а то, что эти споры выносились наружу. Еще сильнее имидж коалиции пострадал от постоянного отхода от уже принятых решений. Порой они пересматривались уже несколько часов спустя, что вызывало недоумение и возмущение избирателей.

Как коалиция разбилась о бюджет

В сложившейся ситуации Германии необходимо было правительство, способное на рискованные шаги в бюджетных вопросах. Однако министр финансов Кристиан Линднер (СвДП) ни за что не хотел ослаблять так называемый бюджетный, или долговой, тормоз, который не дает возможности брать новые кредиты и подпитывать экономику свежими инвестициями.

А деньги Германии нужны как никогда. По оценке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), экономика ФРГ в 2025 году будет расти медленнее, чем в других развитых странах – лишь на 0,7 процента. Экспертный "совет мудрецов" при правительстве считает даже, что рост не превысит 0,4%. Эксперт ОЭСР Роберт Грундке сказал телеканалу ARD, что главная причина – в слабом спросе на китайском рынке, что отражается на немецкой индустрии, ориентированной на экспорт: Германия зависима от торговли с КНР больше, чем другие западные страны.