Юго-восток Европы прожил нескучный, но и небезопасный 2024 год, отмеченный обострением борьбы за влияние на Балканах между западными демократиями и Кремлем.
Сербия: проблем у режима прибавилось
Спокойным уходящий год для Сербии, одного из главных ньюсмейкеров на Балканах, не назовёшь. Огромного шуму наделал литиевый скандал, затронувший интересы многих его участников далеко за пределами региона. Всё началось в июле, когда Конституционный суд Сербии отменил решение об остановке горнодобывающего проекта в долине реки Ядар. По некоторым оценкам, там находится крупнейшее месторождение лития в Европе – до 17% всех его запасов на континенте.
Сразу после этого правительство Сербии и Европейский союз подписали соглашение о развитии поставок материалов для аккумуляторов, включая литий, в ходе "саммита по важнейшим видам сырья" в Белграде. Присутствовавший на подписании канцлер ФРГ Олаф Шольц отметил, что это соглашение поможет Европе сохранить независимость от данного вида сырья и представит возможности для увеличения производства батарей для электромобилей. Потенциала Ядарского месторождения, по мнению специалистов, хватило бы для производства 1,1 млн электромобилей в год.
Смотри также
Литиевый Вучич. Как президент Сербии пытается дружить со всеми
Возобновление планов по добыче лития вызвало небывалую волну протестов по всей стране – выяснилось, что против проекта выступает свыше половины сербов. Они опасались массового переселения людей из долины Ядара, а также серьёзного разрушения экологии в этом районе. Под угрозой оказались планы президента Александра Вучича снова стать жизненно необходимым Европейскому союзу, который ставит ему в вину отказ от введения санкций против России, а также неплохо заработать на прямых инвестициях в литиевый проект – до 6 млрд евро. Фермеры из богатого литием региона Сербии пообещали заблокировать добычу полезного ископаемого, несмотря на подписанное с ЕС соглашение. Многотысячные митинги по всей стране против возобновления работы литиевого рудника продолжались до октября, несмотря на то что Вучич пообещал провести референдум на эту тему к концу 2025 года. Правда, его точная дата до сих пор не определена.
Сербия ещё не знала, что главное испытание прочности режима, которые многие его критики за рубежом, не говоря уже о внутренней оппозиции, считают всё более авторитарным, придётся на осень. 1 ноября обрушился бетонный навес на железнодорожном вокзале Нови-Сада, второго по величине города Сербии. Катастрофа, жертвами которой стали 15 человек, оказалась триггером для выражения недовольства властями на всех уровнях. Протесты быстро приобрели политический оттенок, а их движущей силой, чего никто не ожидал, стали студенты и школьники.
Молодёжь увидела в произошедшем символ провалов системы, её бездействия и халатности. Новое поколение и раньше выражало недовольство состоянием образовательной системы, нехваткой академической свободы и ограниченными возможностями карьерного роста. Ноябрьская трагедия усилила её желание выступить за более широкие реформы. Протестующие требовали отставки премьер-министра Милоша Вучевича и мэра Нови-Сада Милана Джурича, обвиняя их в ответственности за катастрофу и в неэффективной реакции на нее. Активно затрагивалась и коррупционная тема – реконструкцию здания вокзала вел ряд китайских фирм, однако контракты с ними, несмотря на требования общественности, так и остались необнародованными.
Как писал хорватский портал telegram.hr, "студенческие протесты могут стать началом конца эпохи Вучича. Даже не самая заинтересованная общественность знает о блокаде всё большего числа высших учебных заведений (есть сведения о 60 вузах, где это произошло. – РС) и видит также признаки паники, которые демонстрирует Александр Вучич. Одним из них стал его пост в соцсетях, в котором он – без всякого повода – сообщил, что он "не Асад и бежать из страны не собирается". Ранее подобного рода слабости за ним не наблюдалось. Гнев в адрес руководства страны и его предводителя, судя по всему, распространяется повсеместно, пусть и не скоординированно. Ясно, что возвращения к апатии в обществе не будет". "Студенты уже сделали свою часть работы, показав, что король голый. Теперь люди более старшего поколения должны присоединиться к молодёжи и довести дело до конца!" – заявляет белградская Vreme. Пока же президент Сербии не нашёл ничего лучше, чем обвинить иностранные спецслужбы в попытке сместить его, используя волну протестов. Вучич и его правительство регулярно позиционируют себя как объекты давления со стороны западных стран, используя это как оправдание для ужесточения внутренней политики.