Новости

Фрэнсис Форд Коппола: Как прежде, повторяю: я верю в Америку

По мере приближения мировой премьеры нового фильма Фрэнсиса Форда Копполы «Мегалополис» (Megalopolis) в мировых СМИ растет ажиотаж. Подогревают интерес, по меньшей мере, три обстоятельства.

Во-первых, Коппола, один из патриархов американского кино, приурочил выпуск фильма к своему 85-летию, отмечаемому 7 апреля. Во-вторых, это чисто авторское, независимое кино, которое маэстро финансировал из своего кармана, без привлечения инвесторов. И в-третьих, как считают эксперты, режиссер как бы бросил вызов себе самому, ступив на территорию урбанистического саспенс-триллера, которую он с новаторским блеском освоил в «Разговоре», снятом полстолетия назад.

Нью-Йорк и Римская империя

Пока Голливуд будоражат слухи о том, кто же возьмется за прокат необычной картины, кинопресса сообщает о первом приватном просмотре «Мегалополиса» для потенциальных дистрибьюторов и ближнего круга друзей и соратников мастера.

Хорошо осведомленный сайт Deadline в лице его редактора Майка Флеминга младшего сообщает, что новый фильм впервые показали в зале CityWalk IMAX Theater студии Universal в Лос-Анджелесе. Среди гостей были замечены Анжелика Хьюстон, Николас Кейдж (племянник Копполы), Аль Пачино, Роджер Корман, Шайя ЛаБеф, сестра режиссера Талия Шайр (двое последних сыграли в этом фильме).

Флеминг пишет, что также присутствовал на просмотре. Условием было то, что журналист воздержится от конкретных критических оценок после просмотра. Флеминг констатировал наличие многих важных тем и впечатляющий визуальный ряд, который, по его мнению, идеально подходит под формат IMAX. Он также одобрительно отозвался о разумной продолжительности ленты, которая длится два часа 13 минут, что по нынешним временам вовсе не много.

В центре масштабной драмы, своим размахом напоминающей «Апокалипсис сегодня» (Apocalypse Now), – конфликт относительно судьбы мегаполиса, в котором угадывается Нью-Йорк. Город разрушен в чудовищной катастрофе, и необходимость срочно его восстанавливать упирается в противоборство различных концепций реконструкции. На одном фланге – архитектурный идеалист Сезар (Адам Драйвер). На другом – его заклятый враг – мэр Фрэнк Сисеро (Джанкарло Эспозито). Первый хочет построить город-утопию из возобновляемых материалов. Второй намерен придерживаться консервативной бизнес-стратегии с неизбежной опорой на коррупцию. Ситуацию осложняет дочь мэра, светская барышня Джулия (Натали Эммануэл), которой надоели тусовки и внимание таблоидов, а хочется осмысленной жизни.

Флеминг заметил, что имена героев и их прически вызывают ассоциации со стилем Римской империи. И это, конечно, заключает в себе важный месседж: сможет ли человечество совладать с бедами, которые на него обрушились, зависит от того, сумеет ли оно победить алчность и коррупцию, которые много веков назад способствовали разрушению Римской империи?

Поклоны и рифмы

Кто из звезд откажется сниматься у Копполы? Актерский ансамбль впечатляет – помимо упомянутых выше известных актеров, в нем заняты такие звезды как Джон Войт, Лоренс Фишберн, Обри Плаза, Дастин Хоффман, Джейсон Шварцман, Джеймс Ремар и другие.

Перед показом Коппола сделал короткое заявление. «Как прежде, я повторяю: я верю в Америку, – сказал он. – Если после просмотра вам будет дано усвоить лишь одну мысль, я бы хотел, чтобы она была такой: наши отцы-основатели позаимствовали Конституцию, Римское право и Сенат для создания революционного правительства без короля, с тем, чтобы, опираясь на классические основы, американская история стала образцом успеха».

По мнению Адама Неймана, высказанному в статье на сайте Ringer, новую картину можно считать важным добавлением к трилогии «Крестный отец», которая, как пишет он, остается одной из самых «острых антикапиталистических эпопей, снятых в США».

«Но еще теснее сопряжение «Мегалополиса» с его превосходным параноидальным триллером «Разговор» (The Conversation), балансирующим на грани между популистским инстинктом и интуицией экспериментатора», – отмечает Нейман.

Критики привычно рассматривают Копполу как самого последовательного поборника артхаусного кино в Голливуде и стойкого борца со студийной системой. Влияние европейского артхаусного дискурса на его творчество неоспоримо. Можно, например, упомянуть «поклон» или даже серию «поклонов» итальяскому корифею Микеланджело Антониони в «Разговоре». В полетах камеры над парком мы увидим попытки уличного клоуна вовлечь в игру «слухача» Харри Коула (вершинная роль Джина Хекмана), что хорошо рифмуется с финалом «Фотоувеличения» (Blow-Up), где богемная труппа пытается вовлечь в игру проходящего мимо фотографа. Да и сам сюжет «Разговора» можно считать клоном криминальной загадки «Фотоувеличения», с той лишь разницей, что у Антониони зловещая тайна обнаруживается в серии вроде бы безобидных фотоснимков, а у Копполы – в реконструкции заказной аудиозаписи, сделанной мастером прослушки.

С дочерью Софией Коппола. Reuters/Dany Moloshok

С первых же фильмов Копполы ощущается страстное желание попробовать себя в самых разных жанровых моделях – от триллера до мюзикла, от мелодрамы до комедии. Заметно его увлечение классическим хоррором в духе Хичкока, влияние которого ощутимо в том же «Разговоре», где финальные потоки крови в туалете отсылают к каноническому эпизоду в «Психо». Вампирскому жанру он отдал щедрую дань в «Дракуле» и «Между» (Twixt), причем последний экзерсис был снят в 2011 году, после чего последовала длительная пауза, прерванная «Мегалополисом».

«Все карты на столе»

Критики отмечают, что ситуация с «Мегалополисом» отчасти напоминает грозовую атмосферу вокруг «Апокалипсиса сейчас» 45-летней давности. Пресса печатала тогда тревожные «утечки» со съемок в Юго-Восточной Азии: бюджет иссяк, природа разбушевалась, снимать не на что, производство фильма терпит крах. Но грандиозный эпик о Вьетнамской войне вопреки всем инсинуациям и малопродуктивному спору о двух версиях вышел к зрителю, пользовался оромным успехом в мировом прокате и стал признанной классикой, наряду с трилогией «Крестный отец» и «Разговором».

Эксперты подчеркивают, что выбор дистрибьютора принципиально важен для выстраивания фестивальной стратегии. Премьера «Мегалополиса», по непроверенным данным, пройдет на Каннском кинофестивале в мае. Понятно, что вслед за Каннами в очереди за фильмом выстроились Венеция, Теллурайд и Торонто, также мечтающие о мировой премьере. Преимущество Канн неоспоримо – и «Разговор», и «Апокалипсис сегодня» получали там Золотую пальмовую ветвь.

Президент Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо на днях дал понять, что будет рад приветствовать Копполу и его фильм, но не конкретизировал договоренность, видимо, чтобы поддерживать интригу.

Бюджет «Мегалополиса», оцениваемый примерно в 120 млн долларов, Коппола обеспечил открытой ему кредитной линией после продажи части его винодельческого бизнеса.

Идею фильма он вынашивал почти сорок лет, неоднократно переписывая сценарий и надолго отложив проект после терактов 11 сентября. Чтобы поддерживать себя в хорошей форме, он сбросил 75 фунтов. В недавних интервью Коппола дает понять, что этим фильмом не ставит точку в кинокарьере, заявив, что вскоре приступает к работе над новым проектом.

На 50-й годовщине «Крестного отца». 2022 г. Reuters/Aude Guerrucci

Раздаются и скептические голоса. Как пишет Брайан Уэлк на сайте Indiewire, нерешительность дистрибьюторов может служить подтверждением сомнительного коммерческого потенциала новой ленты мастера. «Пусть Коппола и легенда, – замечает критик, – у него не было коммерчески успешных фильмов на протяжении трех десятилетий».

«В моем возрасте я могу позволить относиться к кино как к страсти, а не как к бизнесу». Это высказывание он сделал 15 лет назад в интервью кинокритику Алану Нейману по поводу вышедшего тогда, в 2009 году, его отчасти автобиографической мелодрамы «Тетро» (Tetro) с участием Олдена Эренрайка и Винсента Галло.

Как сообщил Барри Хирш, многолетний адвокат Копполы и продюсер «Мегалополиса», «все карты на столе» и ведутся переговоры с заинтересованными сторонами. За первым закрытым показом последуют и другие. Коппола настаивает на большом экране и ысказывается не в пользу стриминга, полагая, что домашний монитор убьет зрелищный эффект.

Related posts

Второй фронт России. Как проседает влияние Кремля на Балканах

author

Россия нанесла удар по городу Запорожье. Есть погибшие

admin

Хищения от зама, взятки от министров и махинации от мэров: с чем Аксенов встречает годовщину крымской весны

author