Новости

США и Япония: военное сотрудничество и противостояние авторитарным режимам

В эти выходные закончился семидневный государственный визит в США премьер-министра Японии Фумио Кисиды, в ходе которого глава правительства Японии и президент США Джо Байден говорили об американо-японском оборонном сотрудничестве, сдерживании Китая и помощи Украине. Как отмечают японские медиа, «премьер Кисида, очевидно, преуспел в демонстрации прочных японо-американских связей» (газета «Иомиури»).

Перед отлетом на родину глава японского правительства пообщался с прессой в Северной Каролине, где посещал авиазавод компании «Хонда» и строящийся автозавод «Тойота». Он сказал журналистам, что считает свой визит в США успешным: «Я смог рассказать Конгрессу США, американскому народу и миру, какое будущее Япония и Соединенные Штаты, как глобальные партнеры, пытаются создать для следующего поколения».

В обращенной к Конгрессу речи, озаглавленной «Ради будущего: наше глобальное партнерство», Кисида заявил, что Япония является «глобальным партнером» США, прямо дав понять, что Вашингтон не должен думать, что несет бремя защиты демократии в мире в одиночку. Кисида подчеркнул, что Япония изменила свою стратегию национальной безопасности, упомянув о решениях властей страны по увеличению расходов на оборону до 2 процентов ВВП.

Премьер-министр Японии призвал «некоторых людей» в США избавиться от сомнений в той роли, которую Соединенные Штаты призваны играть в мире. Он назвал войну России против Украины «неспровоцированной, несправедливой и жестокой агрессией», добавив, что «Украина сейчас – это, возможно, Восточная Азия завтра». Он обвинил Москву в «продолжающихся угрозах ядерным оружием». Также Кисида заявил, что «нынешнее внешнеполитическое позиционирование и военная активность Китая представляют собой беспрецедентный и величайший стратегический вызов не только миру и безопасности Японии, но также миру и стабильности международного сообщества в целом».

Японский премьер, находясь в Вашингтоне, принял участие в трехстороннем саммите с президентами США и Филиппин. В это же самое время военные моряки США, Японии и Южной Кореи провели учения к северу от островов Окинава с участием шести кораблей из трех стран, в том числе атомного авианосца США «Теодор Рузвельт».

Все это не осталось без комментариев со стороны Пекина и Москвы. Замминистра иностранных дел России Андрей Руденко сделал послу Японии в Москве Акире Муто «представление по некоторым практическим вопросам двусторонних отношений, которые стараниями Токио


деградировали до беспрецедентно низкого уровня», а заместитель представителя России при ООН Дмитрий Полянский назвал в соцсетях «стыдом и позором» заявления премьер-министра Японии Фумио Кисиды о ядерной угрозе.

МИД Китая также провел беседы с японскими и филиппинскими дипломатами, чтобы выразить им недовольство по поводу того, в каком ключе упоминался Китай на тройственном саммите.

Сотрудничество Вашингтона и Токио: новая эра?

В течение визита Фумио Кисиды в США было очевидно, что он и Джо Байден – не только военно-политические партнеры, но и люди, симпатизирующие друг другу. Для их жен, Джил Байден и Юко Кисиды, была организована большая совместная программа, в том числе и японская чайная церемония в Вашингтоне – в 2022 году сама Юко Кисида организовала в Токио подобную чайную церемонию для Байдена и своего мужа.

В один из моментов своих переговоров с японским лидером президент Байден даже заявил, что нынешнее развитие американо-японских отношений «было непредставимым еще несколько лет назад и, честно говоря, непредставимым при каком-либо другом лидере (в Японии – ред.), нежели Фумио Кисида».

Означает ли это все действительно «новую эру» в отношениях Вашингтона и Токио? Заместитель директора по исследованиям Азии в Центре стратегических международных исследований (CSIS) Николас Сечени (Nicholas Szechenyi) в интервью Русской службе «Голоса Америки» говорит, что во многом это так и есть:

«Это и есть начало «новой эры» в том смысле, что Кисида в Вашингтоне говорил о желании Японии делать гораздо больше в сфере безопасности, чем в прежние времена. Он не просто убеждал США в том, что Япония – надежный союзник, но и настаивал на том, что Вашингтону пора серьезно пересмотреть нынешний уровень координации между военными структурами наших стран. И сделать это, как Кисида намекнул, нужно вследствие того, что сама Япония коренным образом меняет свою военную стратегию».

«Это фундаментальная вещь, потому что для сдерживания Китая и Северной Кореи необходимо реально продемонстрировать, что союзнические отношения США и Японии – очень крепкие. Т.е., Токио, увеличивая расходы на оборону и меняя механизмы координации внутри своего военного ведомства и армейских структур, говорит Вашингтону, что ему тоже пора повысить уровень взаимодействия с японской стороной», – говорит эксперт CSIS.

«Обстановка в сфере безопасности в Азии ухудшается столь стремительно, что Япония, при всей своей в принципе пацифистской Конституции, просит США стать еще ближе. В этом смысле – да, новая глава в отношениях или, если хотите, «новая эра», – полагает Николас Сечени.

Серьезным достижением американско-японского саммита эксперт считает учреждение совместного Оборонно-промышленного совета, который будет оценивать конкретные перспективы сотрудничества двух стран в области производства вооружений: «Японии нужно понять, что она хочет производить сама, что она хочет закупать у других стран, и что она хотела бы разрабатывать и собирать вместе с США. Соединенным Штатам тоже в этом вопросе требуется определенность. Война в Украине показала, насколько хрупкими могут быть нынешние сети военных поставок. В этом смысле учреждение такой структуры очень важно».

Очень важным фактором в продолжающемся сближении Вашингтона и Токио, продолжает Николас Сечени, стала агрессия России против Украины:

«Сначала у Токио были опасения, что возможная победа России над Украиной может вдохновить Китай на вторжение в Тайвань, что, конечно же, отразилось бы и на безопасности самой Японии. Однако в последнее время Японию начинает серьезно беспокоить именно российская угроза в Азии – ситуация с «Северными территориями», совместные учения с Китаем, ядерные угрозы, и так далее».

Каким будет ответ Китая?

Китай с нервозностью воспринял визит Фумио Кисиды и, в особенности, заявления, сделанные как в речи японского премьера в Конгрессе, так и в ходе тройственного саммита США-Япония-Филиппины. Какие выводы Пекин сделает из этих встреч?

Старший аналитик Международной Кризисной группы и специалист по Китаю Эли Вайн (Ali Wyne), комментируя для Русской службы «Голоса Америки» китайскую реакцию на саммит в Вашингтоне, заявил:

«Китай ответит углублением своих связей с противниками США, включая Россию, Иран и Северную Корею. Он продолжит работать над дальнейшим внедрением в страны среднего масштаба, такие, как Индонезия, Саудовская Аравия и Турция, которые видят свою выгоду в том, чтобы играть на соперничестве США и Китай друг с другом. Пекин также продолжит усилия по дальнейшему расширению своего влияния в развивающемся мире посредством торговли и инвестиций».

Для Пекина, отмечает аналитик Международной кризисной группы, визит премьер-министра Японии в Вашингтон явился подтверждением того, что США и Япония считают свой союз все более важным для борьбы с влиянием Китая в Индо-Тихоокеанском регионе:

«Растущее число двусторонних, трехсторонних и четырехсторонних соглашений между Соединенными Штатами и их региональными союзниками и партнерами создает для Китая более сложную среду безопасности – даже несмотря на то, что многие страны Индо-Тихоокеанского региона, особенно в Юго-Восточной Азии, не хотят «выбирать между США и Китаем».

При этом, говорит Эли Вайн, отношения Токио и Пекина вряд ли ждет серьезное ухудшение, потому что этого не очень хотят в обеих странах: «Китай и Япония постараются избежать полного разрыва своих отношений, и некоторые японские официальные лица выразили обеспокоенность по поводу того, насколько ухудшились американо-китайские отношения».

В самих контактах Вашингтона и Пекина, считает эксперт, есть место для случайности, которая их может перевести в другую плоскость:

«Соединенные Штаты и Китай вряд ли изменят свою нынешнюю манеру взаимодействия в Индо-Тихоокеанском регионе, если только они не вступят в военный кризис; при этом Южно-Китайское море является наиболее вероятной горячей точкой».

Пока этого не произошло, заключает Эли Вайн, «Китай полагает, что сможет удержать свои позиции, продолжая модернизировать свою армию, углублять свои экономические связи внутри региона, и использовать желание большинства своих соседей избегать региональной архитектуры, построенной по принципу «Большой двойки» – т.е. схемы, в которой буквально все зависит от отношений Вашингтона и Пекина».

Related posts

Путинская экономика: пушки вместо масла

admin

В Сирии погибли четверо российских военнослужащих

author

Суд заочно приговорил Михаила Зыгаря к 8,5 годам за пост о Буче

admin