Новости

Анатолий Фурсов: превентивное обращение в Интерпол как способ остановить международный розыск

На фоне ужесточения законодательства в авторитарных государствах и расширения санкционных ограничений, предварительная проверка через Интерпол превращается из полезной меры в критически важную для предпринимателей и часто путешествующих граждан.

При этом стоит помнить: Интерпол — это не карательный институт, а международная информационная система. Главная задача юриста в этом контексте — не просто запросить сведения, а предотвратить их использование против клиента.

Подробнее об этом расскажет Анатолий Фурсов,  управляющий партнер коллегии адвокатов  «Домбровицкий и партнеры».

— Что из себя представляет превентивный запрос в Интерпол в современных реалиях?

— В условиях, когда граница между правом, политикой, и коррупционными интересами властных структур размыта, предварительный запрос в Интерпол — это страховка для многих категорий людей. Страховка для их свободы, репутации, бизнеса, деловых поездок и путешествий. Я бы даже назвал это такой же необходимой опцией, как погашение всех кредитных обязательств перед получением визы… Превентивный запрос в Интерпол применяется, когда у человека есть основания подозревать, что тоталитарная родина может несправедливо объявить Вас в розыск по каналам Интерпола. Когда сфальсифицированное уголовное дело уже заведено, а доказать свою правоту в легальном поле невозможно, остается лишь один выход – немедленно бежать из страны. Причем неважно, успел осуществить отъезд клиент, или только планирует это сделать, грамотный адвокат просто обязан инициировать превентивный запрос в Интерпол через Национальное центральное бюро (NCB).

 

— Обязан ли Интерпол реагировать на данный запрос?

— Интерпол — уважаемая международная организация, которая не желает допускать неправомерного использования своих ресурсов, да еще в таких вот варварских целях, как политически и экономически ангажированные дела. Именно поэтому он дает возможность всем заинтересованным лицам сообщить о том, что возможно именно такое действие со стороны недобросовестных правоохранителей из авторитарных стран. При этом нужно подчеркнуть два важных организационных момента: запрос следует делать заранее, еще до того, как человека объявили в розыск – и даже до того, как его заочно арестовали. То есть еще на предварительном этапе следствия. И второе: данный запрос должна исполнять квалифицированная сторона защиты, а не преследуемое лицо. Так как грамотно оформить все, учесть тонкости, нюансы и регламент, способен лишь опытный юрист по международному праву.

 

— Что дает такой запрос, в широком понимании?

— Защиту от произвола властей своей страны от политического и экономического преследования. Например, в прошлом году, 2024 году, резко возросло число случаев, когда «красные уведомления» (розыск) и «диффузии» (местные запросы) использовались как инструмент давления против бизнесменов в международных спорах; оппозиционных активистов; беженцев из конфликтных зон. Очень показательны в этой связи бизнес-риски и санкционные войны. Пример: компании, работающие в нескольких юрисдикциях, все чаще сталкиваются с блокировкой счетов директоров по «санкционным» базам, связанным с Интерполом, а также с арестами контрагентов на транзитных территориях (например, в ОАЭ или Турции). А ведь все эти угрозы можно было бы предупредить через запрос в NCB перед переговорами или поездками.

 

— Помогает ли этот инструмент при таком опасном, при объявлении в розыск, действии, как пересечение границ?

— Да, превентивный запрос отлично зарекомендовал себя еще и в качестве профилактики «дорожных ловушек». Поскольку он позволяет убедиться, что клиент не внесен в списки Интерпола, либо дает возможность адвокатам заранее подготовить письменный отчет пограничникам (например, о решении Комиссии CFC о прекращении или незаконности розыска). Кроме того, не будем сбрасывать со счетов «цифровую криминализацию»: Интерпол все чаще координирует расследования в сфере киберпреступлений, хакерских атак, утечки данных и т.п. Но даже ошибочное попадание в базу (например, из-за совпадения ФИО), может привести к задержанию фигуранта за границей. На все эти проблемы есть одно противоядие: превентивный адвокатский запрос в NCB.

 

— Как происходит сама процедура адвокатского запроса?

— Адвокат по международному праву направляет в Комиссию по контролю за файлами Интерпол ходатайство, в котором четко описывает, что такое уголовное дело существует, но сам преследуемый, и сторона защиты считает, что оно несправедливое, политически/экономически мотивированное, а посему не соответствует уставу Интерпола. Соответственно, адвокат просит заблокировать международный розыск, и приводит аргументы в подтверждение данной позиции. Интерпол заблокирует розыск, и будет ждать от стороны защиты веских доводов, чтобы начать процесс обжалования запроса. На данной стадии розыск является заблокированным на протяжении всего рассмотрения дела – а это минимум 9 месяцев по уставу Интерпола. Пока Комиссия по контролю за файлами выполняет свою проверку, мы отлично укладываемся во временные рамки, чтобы подать на политубежище, и получить тем самым международную защиту, а также обезопасить клиента от экстрадиции в страну происхождения.

 

— Нужно ли уведомлять Интерпол о том, что гражданин подал заявление на получение убежища?

— Непременно. Адвокат должен уведомить Интерпол об этом факте, а затем предоставить документы о том, что на данное прошение получено одобрение. И если убежище одобрено, то это является, по уставу Интерпола, прямым основанием для удаления розыскного файла из баз данных, и, соответственно, прекращения самого розыска. Если же убежище, увы, отклонено, то в большинстве случаев розыск возобновится. В таком случае сторона защиты должна изыскивать дополнительные доказательства нарушения Устава Интерпола в данном конкретном деле, такие, например, как процессуальные нарушения, фальсификация доказательств, прекращение федерального розыска и т.д. Все предоставленные данные Комиссия по контролю за файлами взвешивает, как на весах, и оценивает степень вины того или иного фигуранта. Стоит ли говорить о том, что обвинения, выдвинутые авторитарными государствами против своих же граждан в большинстве случаев либо вовсе сфальсифицированы, либо тяжесть вины многократно преувеличенна? Так что, при любом повороте событий, есть все основания надеяться на благоприятный исход, тем более при грамотной адвокатской поддержке.

 

В завершение Анатолий Фурсов, управляющий партнер Коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнеры», говорит: «Предварительный запрос в Интерпол — это тактический шаг в арсенале каждого адвоката, работающего с международными делами. Его эффективность зависит от точности формулировок и понимания процедур, но в итоге – это мощный юридический инструмент, способствующий защите клиента».

Related posts

Создателя Масяни оштрафовали по двум иноагентским протоколам

admin

Соцопрос: большинство населения Грузии считает, что наибольшая угроза стране исходит от России

author

В ‘Резерв+’ восстановили опцию отсрочки для студентов и аспирантов – Минобороны Украины

admin