Россия

Анатолий Разумов: Мы не люди, если у нас нет памяти

Российский историк Анатолий Разумов более тридцати лет занимается установлением личности людей, погибших во времена сталинских репрессий. «Мы не люди, если у нас нет памяти», – убежден он.

Хлопоча в своем тесном кабинете, от пола до потолка заставленном книжными шкафами и стопками газет, он заверяет: «Тут все очень хорошо организовано, я могу быстро найти все, что мне нужно».

Кабинет Разумова, расположенный в лабиринте узких коридоров и извилистых лестниц в здании Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, оказался на передовой линии борьбы с коммунистическим реваншем в России.

Оправдывая преступления Сталина

Имя Иосифа Сталина, правившего Советским Союзом с середины 1920-х годов по 1953 год, медленно, но неуклонно реабилитировалось с того момента, как к власти в России пришел Владимир Путин. Сейчас в стране снова ставят памятники диктатору, а высокопоставленные чиновники больше не стесняются вешать в своих кабинетах портреты Сталина.

На полках в кабинете Разумова ряды красных папок – это многотомное исследование, в результате которого историку удалось установить имена людей, ставших жертвами сталинского Большого террора, самой крупномасштабной репрессивной кампании, пик которой пришелся на 1937-1938 гг. Людей убивали выстрелом в затылок – и в этом случае их можно было считать счастливчиками. Многие умирали от пыток или от холода и голода в трудовых лагерях, куда так называемых «врагов народа» отправляли на «стройки социализма».

В учетных записях также содержатся имена тех, кто умер во время нацистской блокады Ленинграда. «У нас есть более чем 900 тысяч имен людей, которые прошли через блокаду», — говорит Разумов.

«Я занимаюсь этим каждый день. Так что работы у меня достаточно», — рассказывает историк. «Мы должны помнить. Мы работаем для людей, которые хотят знать, и для людей, которые захотят узнать о об этом когда-нибудь», — говорит он. В Кремле об этом знать не хотят. Любое напоминание о мрачном прошлом теперь расценивается властями как подрывные действия «пятой колонны», работающей в интересах Запада.

Урочище Сандармох

Ключевое сражение в этой битве за историю сейчас происходит из-за массовых захоронений, обнаруженных в карельском Сандармохе, недалеко от границы с Финляндией, где, по словам Разумова и других исследователей истории ГУЛАГа, в 1937-38 годах был убит, по меньшей мере, 6241 человек. Вс эти люди стали жертвами сталинского Большого террора. Эти утверждения основаны на полевых работах и документах из секретных архивов спецслужб, в числе которых также приводятся показания людей, осуществлявших казни. Чуть позже власти казнили и палачей.

Обвиняя финнов

В августе в Сандармохе при поддержке государства прошли раскопки, которые проводила спонсируемая Кремлем организация под названием Российское военно-историческое общество (РВИО). В РВИО пытаются доказать, что не все люди, погребенные в Сандармохе – жертвы Сталина. Представители проправительственной организации утверждают, что здесь могли быть похоронены советские солдаты, плененные и убитые финнами во время оккупации этой территории Финляндией, которая продолжалась с 1942 по 1944 годы.

Участники раскопок говорят, что они не собираются переписывать историю, а хотят проверить гипотезу, согласно которой, так как финны удерживали неподалеку советских солдат, то совершенно логично выглядит версия о том, что они могли использовать для массовых убийств ту же самую площадку. Однако на пресс-конференции в Сандармохе Сергей Баринов, глава команды по раскопкам, показал официальное приглашение для участия в раскопках, поступившее из Министерства культуры России. В письме говорилось, что Сандармох «наносит ущерб международному имиджу России».

Теория, согласно которой в Сандармохе могли быть захоронены советские военные узники, впервые была озвучена Сергеем Веригиным, директором Института истории Петрозаводского государственного университета. Он говорит, что не отрицает того факта, что в Сандармохе захоронены жертвы сталинского режима, однако утверждает, что его собственная гипотеза также имеет право на существование, несмотря на отсутствие документальных свидетельств.

В августе финский Национальный архив опубликовал краткое заявление, опровергающее гипотезу РВИО. «Финляндия открыла материалы, касающиеся [советских] военнопленных. Согласно этим архивным источникам, советские военнопленные не были похоронены в Сандармохе», — заявили в архиве.

Разумов и другие исследователи истории ГУЛАГа считают, что РВИО пытается переписать историю Сандармоха, перекладывая часть вины за массовые убийства людей на финнов.

Тяжелая битва за правду

Споры из-за истории дальше, по всей видимости, будут только обостряться. Разумов говорит, что исследование Большого террора всегда было сложной задачей, даже в сравнительно либеральную эпоху, когда СССР, а затем Россией правили Михаил Горбачев и Борис Ельцин, предшественник Путина. Он говорит о том, что эта «оттепель» кончилась в 1997 году. Именно тогда Ельцин объявил, что 1997 год станет Годом примирения. «После 1997-го эту тему начали замалчивать», — считает Разумов.

По иронии судьбы, в 1997 году его хороший друг и коллега Юрий Дмитриев с помощью поисков в архивах, опираясь на результаты раскопок, обнаружил места массовых захоронений в Сандармохе и в Красном Бору, на окраине Петрозаводска — столицы Республики Карелия. Дмитриев уже третий год находится в заключении, ожидая судебного процесса по обвинению в сексуальных домогательствах к несовершеннолетней. Родственники, друзья и коллеги Дмитриева считают эти обвинения абсолютно надуманными.

«Нам повезло, что эти места были найдены в 1997 году. Сейчас бы мы уже не могли этого сделать» — говорит Разумов. Доступ к архивам сейчас затруднен и зачастую просто невозможен. Разумов считает, что Кремль уже давно «боится людей, боится правды и боится свободной дискуссии».

«Каким гимном мы сейчас пользуемся? Это гимн Советского Союза, а не России. На Красной площади в Кремле (похоронены) люди, ответственные за все эти зверства – от ленинского террора до сталинского Большого террора – и им отдают почести», — сожалеет историк. Историю нельзя переписывать из политических соображений, считает Разумов.

Источник:www.golosameriki.com

Related posts

Память о Большом терроре и преследования тех, кто раскрывает правду о нем

author

Русская культура в Европе

author

Избирательный процесс в США: право, объективность и мониторинг

author