Новости

Адвокат бывшего защитника Навального, которого судят по экстремистскому делу: ‎Преступления не было

Суд Петушинского районного суда Владимирской области в четверг начал рассматривать дело по существу против трех бывших адвокатов Алексея Навального Вадима Кобзева, Алексея Липцера и Игоря Сергунина, которых обвиняют в «участии в экстремистском сообществе».

Заседание началось с того, что судья закрыла процесс по ходатайству гособвинителя. Он сообщил, что из Центра по противодействию экстремизму МВД поступила информация о подготовке провокаций в суде и возле него со стороны Фонда борьбы с коррупцией, который власти РФ считают «экстремистским сообществом». В связи с этим всем журналистам пришлось покинуть зал.

Сторона защиты считает, что оснований для закрытия процесса не было. «Обвинение предоставило письмо из УВД Владимирской области, в котором написано, что у них есть какая-то оперативная информация. Что это за оперативная информация? В отношении каких участников? Почему такая есть угроза? Совершенно было непонятно», – сказал в интервью Русской службе «‎Голоса Америки»‎ адвокат Андрей Гривцов, который представляет интересы Вадима Кобзева. Кроме того, как добавил защитник, многие материалы, в том числе обвинение, уже оглашались в рамках открытых судебных разбирательств, которые были по этому делу (при рассмотрении вопросов о продлении сроков содержания под стражей и при рассмотрении вопроса об изменении территориальной подсудности дела).

В четверг прокурор огласил обвинительное заключение, однако из-за закрытости судебного процесса Гривцов не смог рассказать о деталях. Ранее «Медиазона» со ссылкой на следствие сообщала, что Кобзев, Липцер и Сергунин обвиняются в «участии в экстремистском сообществе» за то, что якобы передавали письма от Навального его соратникам. Липцер и Кобзев не признают вину.

«Во-первых, он [Кобзев] не участвовал ни в каком экстремистском сообществе. Во-вторых, те действия, которые ему инкриминируются, не могут быть участием в экстремистском сообществе, потому что участие в экстремистском сообществе невозможно без совершения конкретных экстремистских преступлений», – говорит адвокат Кобзева.

Как поясняет Гривцов, бывшего адвоката Навального обвиняют в том, что он «обеспечивал обмен информацией между другими участниками экстремистского сообщества». «Но это не может быть участием в экстремистском сообществе. В особенности, если эта информация не носила экстремистского характера, и в этой информации не шла речь о совершении экстремистских преступлений. А по этому поводу никаких дел нет», – говорит защитник. Кроме того, Гривцов подчеркивает, что следствие не установило место преступления, то есть место, где обвиняемый вступил в состав «экстремистского сообщества». «Непонятно, какой суд его должен судить. И совершенно точно Петушинский суд его судить не может», – отмечает адвокат.

Кроме того, Гривцов называет дело «вторжением в адвокатскую тайну».

Адвокат Вадим Кобзев (второй справа) на суде рядом со своим подзащитным Алексеем Навальным. 4 августа, 2023 года.

Непонятно, действительно ли обвиняемые передавали какие-либо письма от Навального его сторонникам. На открытых слушаниях не изучался факт того, существовали ли письма, отметил Гривцов. В целом, по его словам, защитники не должны принимать корреспонденцию от лиц, содержащихся под стражей. «Но сама по себе передача письма не образует состава преступления, который инкриминируется [Кобзеву]. Например, участник экстремистского сообщества едет на какую-то политическую акцию и вызывает в этих целях такси. Таксист ему помогает, но он не становится в результате этого участником экстремистского сообщества. – говорит Гривцов. – Сторона обвинения говорит, что если кто-то кому-то что-то передал из точки А в точку Б, то не важно, что было передано. Но это неправильно».

Адвокатов задержали 13 октября прошлого года после проведения у них обысков. В тот же день они были помещены под арест. Обвиняемым грозит до шести лет колонии.

В мае следователь заявил, что один из фигурантов дела – Игорь Сергунин – признал вину и дает показания. Гривцов сказал, что не может обсуждать его показания, но отметил, что это не должно влиять на дело его подзащитного. «Вне зависимости от того, признает кто-то вину или нет, это никаким образом не влияет на наличие состава преступления, которого не было. А здесь не было самого преступления», – подчеркивает Гривцов.

Уголовное дело против Алексея Навального о создании и руководстве «экстремистским сообществом» было заведено в сентябре 2021 года. Позже к нему присоединили еще несколько дел против политика, в том числе о «финансировании экстремистской деятельности», «вовлечении несовершеннолетних в совершение опасных для жизни действий» и «создание НКО, посягающей на личность и права граждан». Навальный все обвинения отрицал и называл политическими. В августе 2023 года оппозиционера приговорили к 19 годам колонии. В тот момент он уже отбывал наказание по другому делу в ИК-6 во Владимирской области. В феврале 2024 года стало известно о смерти Навального в колонии в поселке Харп на Ямале за Полярным кругом. Соратники лидера оппозиции считают, что его убили.

Related posts

Такого, как Путин, больше не хочу

author

Лидеры G7 решительно осудили атаку Ирана на Израиль, выразили солидарность с израильтянами и заявили, что ‘готовы принять меры’

admin

Ракеты для ПВО и HIMARS, Stinger, Javelin, броневики и боеприпасы. Что вошло в первый пакет военной помощи США Украине после разблокировки Конгресса

admin